Новости блога

Першина Оксана Фёдоровна : Проектная деятельность

Першина Оксана Фёдоровна : Проектная деятельность

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Гаёвский детский сад».

 

 НОД по проекту «Мой Урал»

«Легенды, сказы и богатство Урала».

УРАЛ! Это значит могущество! Безмятежность и красота!

УРАЛ! Это наша гордость! Это сердец теплота!
УРАЛ! Это просто сказка! Это сила и высота!
УРАЛ! Это зелень лета,  Это снег и осенний лист…
УРАЛ! Это наша светоч! УРАЛ! Это наша жизнь!

Разработала

воспитатель:

О. Ф. Першина

 

2023г

Цель: 

Формировать духовно-нравственные чувства, ценности, через чтение художественной литературы; стихов о Родине, России, Уральском крае, в художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

·         Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

·         Знакомить детей с историей Урала через краеведческую литературу.

·         Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.

·         Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”; “Русь”.

·         Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала.

Развивающие:

·         Развивать творческое мышление;

·         Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

·         Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;

·         Воспитывать бережное отношение к природе родного края;

·         Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;

·         Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

·         Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;

·         Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;

·         Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края;

·         Чтение уральских сказов П. П. Бажова;

·         Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;

·         В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П. П. Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров;

·         Посещение краеведческого музея.

 

 

 

Оборудование:

Парно и макет «Река времени».

·         Выставка художественной и краеведческой литературы;

·         Выставка коллекций минералов, поделочных камней;

·         Выставка изделий из поделочных камней;

·         Выставка детских работ.

·         Для лепки: пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки.

·         Дополнительный материал: бисер, бусины, камешки, нитки.

·         Шкатулка с “драгоценными” камнями, поднос для поделок.

Ход мероприятия

Воспитатель: 

- Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.) Слайд 1.

- Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова послушайте.Слайд 2.

Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” В. Степанов.

Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых, Слайд 3.
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом Слайд 4.
И душистый, золотистый 
Хлеб за праздничным столом. Слайд 5.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем….. Слайд 6.

Воспитатель: 

И сегодня мы с вами отправимся  с помощью «реки времени» в путешествие

-  песня о  Урале ( музыкальное сопровождение запись)

- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Высказывания детей.)

  - В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Слайд 14-15.

- Как называются горы нашего края? А ещё ребята, горы издавна называют каменным поясом России, потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А ещё потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в уральском поясе богатств не сосчитать.

 

 

Воспитатель:

Первое путешествие - мы отправляемся в древность.

Легенда

«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря дна севера до песчаных берегов южного Каспийского моря.

 Показ мультфильма.

- Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)

- Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)

- Какое дерево называют символом Урала? (рябину), России – береза.

- Какие животные живут на Урале?

- Молодцы! Ответили на все вопросы, спасибо.

 

Воспитатель

Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.

“Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.

Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал. Слайд 17.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать. Слайд 18.
Тайга, тайга…..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет. Слайд 19.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть. Слайд 20.
А может , здесь она моложе….
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – все то же,
И доброта и песни те ж! Слайд 21.
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена. Слайд 22.

 

Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”

Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель: 

- Так чем же знаменит наш край? Чем богат Урал? (после ответов детей сделать обобщение)

- Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.

Второе  путешествие а старину.

- Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее (Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”: соль, алюминиевая руда, уголь, железная руда  )

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

Воспитатель: 

- Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)

- После тяжёлой работы мастеровые отдыхали, пели песни и танцевали.  Воспитатель: 

- Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Слайды 30–36.

- Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.)

- Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 37) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 38), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Слайд 39,40,41.

- Замечательному Уральскому писателю Павлу Бажову, поэт Демьян Бедный (Слайд 42) посвятил стихотворение

…. “ Колдун уральский, бородатый, Бажов дарит нам новый сказ”.
“Живинка в деле”, – сказ богатый.И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера…

- Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Слайды 43, 44, 45.

- Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Третье путешествие в наше время.

- Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом)

По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята – мастера.

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки.

хочу показать вам богатства, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней. (показ слайдов и на руках)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить коллекцию своими украшениями.

Дети выполняют “Украшения” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) 

 Воспитатель: Ребята понравилось вам наше путешествие? На каких станциях вы побывали? Что больше всего запомнилось? С кем бы вы хотели поделиться? (Высказывания детей.)

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий